Что делать, если в семье появился инвалид по зрению
О потере зрения
Нарушением у детей считается зрение остротой менее 0,3, с диапазоном просмотра менее 15 угловых градусов.
Дети с нарушением зрения подразделяются на три основные группы:
- слепые дети;
- дети с ослабленным зрением, подлежащим и не подлежащим восстановлению;
- косоглазие.
Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо
остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04). Различают разные степени потери зрения:
- Абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличение).
- Практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение
Слабовидящие дети составляют относительно большую группу по сравнению со слепыми. Их острота зрения
на лучше видящем глазу при использовании очков колеблется от 0,05 до 0,4.
Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и у нормально видящих детей, то есть другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Однако слабовидение может замедлять процесс запоминания и мыслительные операции, из-за слабовидения могут быть ограничены движения. Слабовидящие дети могут иногда быть агрессивными и раздражительными, замкнутыми. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками.
Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и у нормально видящих детей, то есть другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Однако слабовидение может замедлять процесс запоминания и мыслительные операции, из-за слабовидения могут быть ограничены движения. Слабовидящие дети могут иногда быть агрессивными и раздражительными, замкнутыми. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками.
Как выявить проблемы со зрением.
Существуют методы раннего распознавания детей с расстройствами зрения. Они позволяют определить группу риска
и сделать все возможное для улучшения состояния.
Самый простой тест можно проводить в возрасте трех месяцев. Нужно взять яркий фонарик или светящуюся игрушку
и держать ее на расстоянии 10-15 см от лица ребенка, перемещая ее в разных направлениях. В это время нужно
внимательно следить за движениями ребенка. Если у него не проявляется никакой реакции, то нужно сразу
обратиться к специалисту
Несколько распространенных у детей заболеваний органов зрения:
- Миопия (близорукость) – дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы. Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.
- Гиперметропия (дальнозоркость) – дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи. У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.
- Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушены форма, величина и размеры. Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).
Что делать
Обратиться к педиатру или терапевту.
Он оценит ситуацию и направит ребенка к профильному специалисту — офтальмологу.
Познакомиться со звуковым диапазоном.
Это очень важный этап для слепых и слабовидящих малышей, так как их познание мира ими происходит
преимущественно через слух.
Подобрать дополнительные занятия
Важны физические нагрузки: подвижные игры, развивающие и укрепляющие не только зрение, но и в целом
вестибулярный аппарат, мышечную ткань и тактильную чувствительность ребенка. Выбор упражнений происходит
с учетом заболевания малыша и его умственных способностей. Хорошо, что упражнения можно выполнять и в
домашних условиях.
Найти коррекционный центр.
Слабовидящим детям нужны специальные условия обучения и воспитания. В условиях обычного школьного режима
у них может наступить перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен
своевременно распознать слабовидящего ребенка в классе и проконсультироваться со специалистом, чтобы
оценить, обучаться ли ребенку в массовой школе или направить его в специальное коррекционное учреждение.
О коррекционных центрах.
Существует множество разнообразных коррекционных центров, помогающих детям с нарушением зрения справиться с
серьезной проблемой.
Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание,
Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.
В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0.04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0.08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; общий срок обучения – 12 лет.
В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0.05 до 0.4 на лучше видящем глазе. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амбилиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0.4), для продолжения лечения зрения.
Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.
В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0.04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0.08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; общий срок обучения – 12 лет.
В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0.05 до 0.4 на лучше видящем глазе. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амбилиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0.4), для продолжения лечения зрения.
Реабилитация
Государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр социальной реабилитации слепых и слабовидящих»
Реабилитационный центр для инвалидов по зрению фонда «Ярдэм»