Что делать, если в семье появился инвалид по слуху
О потере слуха
Потеря слуха может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Она может развиваться в одном
(односторонняя) или обоих ушах (двусторонняя или бинауральная глухота).
Еще глухота бывает врожденной или приобретенной после рождения. В первом случае происходит внутриутробное
нарушение формирования органов слуха у плода. Приобретенная форма возникает у людей с нормально
сформированными органами слуха.
Причины потери слуха.
По статистике только у 40–50% детей удается определить причину с помощью исследований. Самые
распространенные причины:
- наследственность,
- осложнения во время беременности,
- преждевременные роды,
- инфекционные заболевания.
Степень и возможные причины заболевания помогает установить врач-сурдолог.
Что делать
Обратиться к врачу-сурдологу и сурдопедагогу.
К этим специалистам обращаются после постановки диагноза. Они составят четкую картину потери слуха,
объяснят, какие звуки ребенок слышит, а какие нет, расскажут, что можно предпринять, чтобы поддержать
навык общения.
Обратиться к логопеду, если вас беспокоит развитие речи у ребенка.
Направление даст сурдопедагог, педиатр (терапевт) или воспитатель детского сада.
Обратиться к другим узким специалистам, которые помогут адаптироваться:
- здравоохранение — отоларинголог (ЛОР) и аудиолог;
- образование — психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и педагог-психолог;
- социальные службы — социальные работники, которые могут оказать практическую помощь или предоставить информацию о транспорте, специальном оборудовании, развивающих играх, родительских группах, обучении жестовому языку и многом другом.
Связаться с центрами реабилитации.
Потеря слуха может вызвать сложности при общении, но при поддержке семьи и специалистов глухие дети
учатся взаимодействовать с другими так же, как остальные. При обучении каждому глухому и слабослышащему
ребенку требуется индивидуальный подход.
Подобрать специальное оборудование.
С помощью слуховых аппаратов, слухопротезирования и другого специального оборудования, большинство людей
с инвалидностью по слуху может слышать речь и учить языки.
Научиться жестовому языку.
Люди с нарушениями слуха и их близкие могут:
- использовать жестовый язык в дополнение к устному;
- использовать жестовый язык как основной способ общения и обучения;
- использовать несколько способов коммуникации в зависимости от ситуации.
Найти группы поддержки родителей.
Поддержка нужна всем: и ребенку-инвалиду, и его родителям. Попросите помощи. Не замыкайтесь в себе.
Расскажите близким о ваших переживаниях, дайте понять старшим детям, что не стоит скрывать своих чувств,
поощряйте их участие в жизни братика или сестренки. Присоединитесь к группе поддержки родителей, которые
тоже воспитывают глухих детей. Вы не одни.
Реабилитация
Казанское городское отделение Всероссийского общества глухих
АНО «Центр помощи детям-инвалидам по слуху “ГоворУши”»